Газовый кризис: СБУ провоцирует рост голубого топлива до 16 гривен за литр

«Если СБУ не перестанет блокировать импорт, есть высокая вероятность, что стоимость сжиженного газа вырастет на 30-35%», — заявляют в «Консалтинговой группе А-95».

Такого же мнения придерживается Артем Куюн, входящий в делегацию по вопросам энергетической безопасности Украины. Неслучайно недавнее совещание круглого стола было посвящено «Дестабилизации рынка сжиженного газа».

СБУ и СУГ

Если верить аналитикам, одного только простоя цистерн достаточно, чтобы операторы поставляли голубое топливо дороже на 4 грн/л.

«Сугубо техническая задержка груза чревата повышением стоимости газа в пределах 3,5-4 гривен», — подчеркивает А. Куюн. При этом аналитик напомнил о блокировании трейдеров, которые на сегодняшний день отвечают за обеспечение значительного объема импорта СУГ в «Незалежную». В частности, речь идет о 40%.

Еще менее одушевляющие прогнозы касательно ситуации с голубым топливом дают в руководстве Украинской ассоциации по вопросам сжиженного газа: занимающий пост руководителя УАСГ Станислав Батраченко оценивает будущий рост в 6-7 гривен за литр.

«12 грн/л – это по современным меркам нормальная цена на сжиженное голубое горючее. Снижению соответствующего показателя способствует высокий уровень конкуренции. Но если государство продолжит навязывать импортерам новые требования, нас ждет рост до 15 грн/л», а то и более, — настораживает С. Батраченко.

В сложившейся «газовой» ситуации СМИ спешат обвинить правоохранительные органы Украины. По словам журналистов, уничтожение конкуренции посредством силовиков можно расценивать как очередное давление на бизнес.

Глядя на происходящее, глава «Автотранса» Сергей Михайлик вспоминает, так называемую — «схему Курченко», которая настигла рынок в 2011 году. А вот гендиректор ГК «Надежда» -Виктор Батраченко хочет, чтобы свидетели газового скандала уделяли больше внимания тому прессингу, которому сегодня подвергается прозрачная аудитория рынка.

Напомним, что обстановка вокруг импорта СУГ стала накаляться после того, как МЭРТ ввело эмбарго на действия ряда членов СУГ.  Всего «под раздачу» попали 16 компаний. Соответствующее распоряжение коснулось и железной дороги: «Укрзализныця» распорядилась запретить региональным подразделениям эксплуатировать транспорт, загруженный сжиженным горючим. В частности, речь идет о более чем 160 вагонах-цистернах.

Согласно указу «об отборе проб», в первой половине прошлого месяца поток автоцистерн, следовавший по маршруту Беларусь—Украина, вынужден был остановиться. Известно, что проверка голубого топлива пробоотборниками на территории черниговского пограничного перехода состоялась не в лучших традициях соответствующей операции. Дело в том, что 20 из 30 автопоездов остались без контроля, т.к. всего устройств было поручено выдать лишь 20, т.е. по два пробоотборника на один состав (ключевая проверка и арбитражная — ON).

В профильных ассоциациях очень обеспокоены происходящим. Коллегия уверена, что госстуктурный прессинг импорта газа подрывает баланс снабжения страны моторным топливом. В дальнейшем это может обернуться повышением тарифов для украинских потребителей.