ГФС остановила 30 автоцистерн

Автомобильная партия из 30 автоцистерн СУГ остановлена на границе таможенными службами ГФС для отбора проб. Из-за недостатка пробоотборников, предназначенных для качественного отбора глубинных проб газа, огромное количество важного ресурса просто простаивает на границе. Представители СМИ пообщались с некоторыми импортерами сжиженного углеводородного газа.

ГФС и таможня

Без тщательного отбора каждой автомобильной партии на таможне не обойтись, поскольку этого требует Автоматическая система оценивания рисков – сообщают поставщики.

В связи с нехваткой пробоотборников а пятницу, 10 февраля, большинство транспорта, следовавшего маршрутом Беларусь – Украина, было остановлено по требованию на черниговском погранпереходе. При этом на 30 автопоездов было выделено всего лишь 20 необходимых приборов.

Для отбора проб сжиженных углеводородных газов применяют пробоотборники типа ПУ и ПГО, изготовленные из стали 12Х18Н10Т по ГОСТ 5632-72. Нехватка таких устройств говорит о недостаточном внимании к ресурсу СУГ на государственном уровне. При этом сами трейдеры на таможне совершенно отказываются от принятия сторонних пробоотборников частных компаний, желающих помочь организаций, ссылаясь на то, что будет изменен порядок проведения процедуры проверки.

Однако, один из поставщиков СУГ, потерпевший убытки из-за задержки на таможне, сообщил СМИ, как происходит проверка на границе и акцентировал внимание на том, что у ГФС в отборе проб газа нет даже малейшей системности. Также было отмечено, что к поставщикам относятся не одинаково: из двух газовозов разных импортеров один задержали, а второй оформили, и, оправдываясь некими неполадками автоматической системы, отпустили определенные автоцистерны, на которые было недостаточно пробников, в то время как остальных оставили долго ждать длинной очереди на пробу. Видимо, некоторым поставщикам удаётся решать проблему на месте.

По-другому, кроме как поставлять газ небольшими партиями, не выгодно из-за огромных расходов на перевозку, а также долговременности процесса перевозки, в то время как небольшая, но частая транспортировка позволяет не испытывать дефицита в ресурсах.

Напомним, что в последнее время ситуация с поставкой СУГ после введения санкций МЭРТ против 16 важных компаний, а также запрета регионального подразделения «Укрализныщи» на эксплуатацию 161 вагона-цистерны с сжиженным газом резко обострилась. Из-за этого, а также из-за самих задержек на таможне простой газовоза за сутки увеличивают издержки импортеров, что приводит к убыточности поставки ресурса автомобильными партиями и повышению цены за СУГ.

Вся ситуация на границе в совокупности приводит трейдеров к выводу, что препятствия с пробоотборниками созданы специально, поскольку из-за их ограниченного количества есть повод, чтобы значительно нажиться на увеличившимся потоке импорта сжиженного газа.

Операторы рынка СУГ, общающиеся с СМИ, не проводят явную параллель между проблемами импорта газа через границу и усилением давления СБУ на некоторых крупных трейдеров СУГ, но даже эти события, вероятнее всего, не связанные вызывают подозрение в существование большой тенденции к давлению на растущий рынок поставок СУГ.