Перевозка нефтепродуктов железнодорожным транспортом

Oil-Tanker

Трудно даже представить, каким был бы наш мир, если бы не использование нефти. Мы полностью находимся в зависимости от нефтепродуктов – наличие этого ресурса определяет всю нашу промышленность и транспорт. Уже несколько лет активно развивается нефтедобывающая отрасль, но естественно, что, как и любые другие ресурсы, нефть требует решать вопросы ее транспортировки. Железнодорожный транспорт успешно справляется с задачей перевозки нефти.

Почему именно железнодорожный транспорт?

Железнодорожные перевозки начались уже более 150 лет назад и лишь немного моложе перевозка нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Нефтедобыча и железные дороги развивались приблизительно в одно и то же время, поэтому именно железная дорога стала самым первым видом транспорта, используемым для транспортировки нефти.

Некоторые трудности этого способа транспортировки  полностью компенсировала высокая скорость, с которой доставлялась нефть, и возможность всесезонных перевозок.

Оборудование для перевозки

По железной дороге осуществляется перевозка нефтепродуктов в цистернах – специальных вагонах с емкостями из листовой высококачественной стали, имеющей толщину не менее 8 миллиметров. Цистерны изнутри покрываются паростойким материалом, устойчивым также к воздействию масла и бензина. Это покрытие также обеспечивает защиту от искр и от электростатического напряжения.  Используются цистерны грузоподъемностью от 50 до 120 тонн, хотя чаще всего применяются цистерны, рассчитанные на 50, 60 и на 120 тонн. Перевозимое топливо заливается в цистерны сверху, а выливается снизу, для чего предусмотрены наливные и сливные отверстия.  Кроме этого, на каждой цистерне обязательно имеются  оборудованные смотровые площадки, к которым привыкают наружные и внутренние лестницы и сливные приборы. Все это – необходимые элементы, обеспечивающие безопасность транспортировки.

Соблюдение безопасности при перевозке нефти

Перевозка горючих веществ, к которым относятся все нефтепродукты, постоянно сопряжена с определенным риском. Поэтому перевозка нефтепродуктов железной дорогой регламентируется  специально разработанным сводом законов, направленным на обеспечение безопасности. Этот свод включает в себя четыре раздела, описывающих упаковку, маркировку цистерн, транспортирование и хранение.

Каждая тара, в которой перевозится нефтепродукт, должна не только иметь стандартные обозначения в качестве опасного груза. На ней выполняется специальная маркировка  с нанесением манипуляционных знаков, отражающих класс опасности, к которому относится продукт.

Цистерна перед заливкой в нее нефти осматривается и очищается от всевозможных загрязнений горячей водой, после чего высушивается. Каждая цистерна должна иметь сопроводительный документ, где в обязательном порядке указывается, какое именно вещество перевозилось в данной емкости ранее. При отсутствии такого документа на месте необходимо выполнить анализ.

При заливке нефти необходимо учитывать, что в случае повышения температуры  нефть способна расширяться и увеличиваться в объеме.

Преимущества перевозки по железной дороге

  1. Независимость от сезона. Перевозка нефтепродуктов жд транспортом с одинаковым успехом выполняются зимой и летом и при любых погодных условиях.
  2. Скорость транспортировки. Доставить нефть по железной дороге можно существенно быстрее, чем при использовании речного или морского транспорта.
  3. Географический охват. Очень многие территории страны покрыты железными дорогами, так что имеется возможность доставить груз как в промышленные, так и в сельскохозяйственные районы.
  4. Объем перевозок. Перевозка нефти по железной дороге способна обеспечивать достаточно большие объемы, хотя танкерам и нефтепроводам железная дорога все же уступает.

Недостатки перевозки по железной дороге

  1. Высокая стоимость, превышающая затраты на перевозку нефти иными способами;
  2. Потери нефти, которые могут иметь место в ходе погрузки или разгрузки и представляются неизбежными.
  3. Необходимость использования при погрузке и выгрузке специального оборудования сказывается н расходах на транспортировку, увеличивая их.
  4. Прокладка железной дороги. Если нефть необходимо доставлять из отдаленных районов или в такие районы, возникает необходимость прокладывания в этом направлении новых железнодорожных путей.